Хождамульк, осень 1984 года

Учебка в Ашхабаде, 1984 год...
Командиром батальона в то время был герой Советского Союза капитан Плосконос, в казарме на стене висела карта Афганистана, и мы все уже тогда знали со слов комбата, что Кандагар - это самое гиблое место на земле, это жопа...
В принципе, это то же самое, что кричали дембеля - "вешайтесь", мол.. Только завуалированно!
Ну вот прошли шесть месяцев, мы по ее окончании получили специальность - командир отделения БМП-2 и звание младший сержант, и начались отправки в Афганистан.
Когда пришёл мой черёд лететь в Кандагар, долго искали офицера для сопровождения нашей команды в это самое "гиблое" место. Грузимся в ТУ-154, в аэропорту Кандагара нас уже ждут грузовые машины, мы пересаживаемся в них и нас везут в клуб бригады.
В клубе для нас проводится многочасовая беседа - "как заварить с колючки чай и при этом не подорваться невзначай"- во время которой многие успели выспаться. После беседы нас построили, распределили по подразделениям... Наша команда попала в разведроту бригады!
Здорово!
Старослужащие, к нашему удивлению, отнеслись к нам очень хорошо, вечером накормили нас своими припасами и стали расказывать нам всякие случаи на боевых. Говорили, что хорошо что вы сюда попали, а не в ДШБ , там опаснее всего, там пиздец! Расказывали всякие "страшилки".
Мы все были очень довольны, что попали в такой коллектив.
Утром после завтрака нас молодых строят, приходит прапорщик из 3 дшр (Майковец) и называет мою фамилию, Сергеева Димы, Кузнецова Юры, ещё несколько человек - эта перекличка у названных вызвала лёгкий озноб и кратковременное впадение в ступор после вчерашних разговоров - и вот мы в страшном ДШБ.
Дембеля ещё не улетели, они были в роте, и встретили нас так, как мы и предполагали...
Знакомство персонально с каждым из нас и лёгкий тренинг для начала всех - с отбоем за 45 секунд - наверное только на десятый раз уложились все, дембелям понравилось.
Начались будни, батальон уезжал на боевые, возвращался и снова уезжал, а нас -"молодых" все не брали на войну, хоть мы и просились.
Нам отвечали, как в фильме "в бой идут одни старики"- ещё навоюетесь.
А вот на полигон нас отвезли, там мы и вспомнили все прелести тактической подготовки.
Дни летели быстро.
15 ноября, этот день запомнился мне на всю жизнь!
Нас берут в первый для нас рейд!
Утро, сбор, настроение бодрое, мы так ждали этого дня, но в душе странное ощущение. Едем колонной по бетонке в сторону Кандагара, проезжаем сам город максимально быстро, всё спокойно..
Сворачиваем на грунтовку и долго едем по холмистой пустыне. Все бойцы сидели на броне. От пыли идущей от впереди идущих машин и завихряющейся от нашей, не было видно даже кто, сидит рядом, если долго сидеть в одном положении, то видно как пыль скапливаясь толстым слоем и сбегает по складкам на одежде ручейками, оружие в руках.
Слева и справа нас окружают горные хребты, колонна въезжает в широкое ущелье, останавливается..
Приехали?
Уже стемнело, все с облегчением вздохнули, что наконец-то отдохнем, но мы глубокое заблуждались...
Поступает команда, "к машине!", и мы спрыгиваем с брони как пыльные мешки, стаскиваем свои РД и вещмешки, роте ставится задача, по ней нашей группе нужно преодолеть горный хребет, спуститься на ту сторону, рассредоточиться и занять оборону на следующей высотке (иначе встать на блокировку).
Помогаем друг другу одеть свою ношу, выстраиваемся в цепочку по одному и начинаем подъём. К этому времени совсем стемнело, старший нашей группы передал по цепочке команду- оружием не греметь, держать его наготове, встреча с духами возможна в люую секунду, идти нужно как можно тише.
Прописные истины же...
Правда, написанные кровью!
Нервы на пределе, идти тяжело ноги разъезжаются на сыпучей гальке и колонна стала растягиваться.
Вдруг слышится автоматная очередь и раздирающий душу крик...
Первая мысль - духи!
А оказалось...
Боец, то ли с усталости плюс нервы.. Не знаю от чего!
С чего его глюкануло! Идущего впереди принял за духа, и недолго думая дает очередь из автомата. Да так прицельно, в область таза и нижнюю часть живота очередь легла.
Меняя друг друга, относим на плащ-палаке к броне раненого.
Спускаться по сыпучему склону не намного легче чем подниматься.
Оставляем раненого на броне (его потом комисовали, видимо ранение серьёзное было), а ранивший его боец служил потом до дембеля, видимо ранение списали на боевое.
Начинаем всё сначала-подъем по сыпучему склону, идём по какой-то тропе, кто их разберет в этой темноте, и вижу, что на тропе попадаются то пачки от сигарет, то окурки, дорога сильно хоженая видимо, напряжение нарастает. Но поднялись без проблем.
При спуске наткнулись на отвесный обрыв метров десять.
Старший группы словно знал (опыт!), прихватив с собой верёвку, мы закрепили её и стали спускаться вниз по одному, но это оказалось совсем не просто . Верёвка была тонкая и в руках её было очень трудно удержать, тем более что когда у тебя за спиной 30 кг...
Но как бы то ни было спустились в эту расщелину все благополучно, а затем вся группа спустилась к подножию горы, на равнину.
Было ещё темно. Командир группы распорядился выставить охранение, поесть и поспать. Не знаю сколько мы проспали-час, два, или три-нас разбудили было уже светло, я даже толком не проснуться не успел, встали в цепочку и пошли дальше. На пути находился невысокий горный массив, на котором мы дожны были закрепиться.
Подъём не занял много времени, и вот мы уже на задаче, оборудуем каждый себе позицию..
Вид изумительный! Внизу протекает река Аргандаб, по обеим сторонам ее русла бесконечные сады, поля, огороды, дома, какие-то постройки, и всё это пересечено арыками на квадраты, очень похоже на шахматную доску.
Это был настоящий оазис, это кишлак Ходжамульк если географически правильно.
С момента моего прилета в Кандагар кроме песка, камней и сухой верблюжъей колючки я ничего видели, а тут такое изобилие всякой зелени!
Мы, только прилетевшие, тогда еще не знали, что вся эта красота в этих местах-это опасность и смерть!
На следующий день началась авиаподготовка, авиация бомбила зеленку несколько часов, пыль стояла над зеленкой еще пару часов.
Как только пыль рассеялась, батальон пехоты и первая рота нашего батальона начали заходить в зелёнку.
Задачей нашей роты было не пропустить уходящих в горы духов. Прочёсывали зелёнку несколько суток, по крайней мере мы сидели на этой горе пять суток.
Броня подошла и стояла внизу, под горой, мы к ним периодически спускались к ней за водой и сухпаем.
Тогда ещё подумалось - а стоило нам лезть через тот хребет, если можно было приехать сюда на броне.
Неизвестно, на что был расчет командования, что было у них в голове - подойти не заметно, не спугнуть духов, или что-то еще...
Как надоело сидеть на этой чёртовой горе, по ночам мёрзнуть от холода, на дворе уже ноябрь, ночью было прилично холодно,а днём жарит солнце.
Как это называется? Резко-континетальный климат?
21 ноября, во второй половине дня,наконец-то мы снимаемся, начинается хоть какое-то движение.
Спускаемся с горы к броне. Все уже решили, что мы возвращаемся в бригаду, но это предположение было ошибочным.
У брони нашу роту разделили на группы, а так как в той группе, где был я, т.е. был расчёт 82мм миномёта, то всем нам без исключения выдали по две мины от миномёта, мы их подвязали слева и справа в нижней части вещмешков и РД.
Нашей группе была поставлена задача обойти кишлак с правого фланга и войти в зелёнку.
Шли мы вдоль зелёнки несколько часов, на пути встречались отдельные заброшенные постройки из глины, всё вроде-бы было спокойно, но весь этот носимый груз на себе давал о себе знать, мы начали уставать, порой казалось, что нету больше сил, да ещё эти минометные мины раскачивались по сторонам.
Когда мы подошли к месту, где должны были войти в зелёнку, уже стемнело, а перед нами арык, с крутыми, обросшими кустарником берегами, его нужно перейти.
А как? Мостика же нет, только в брод.
Шириной он был примерно метров восемь, а глубиной...По пояс то будет!
На той стороне арыка сразу же начиналась зелёнка.
Мы начали спускаться в арык по одному, шли друг за другом, и когда я был примерно на середине арыка, то ли эти навешенные минометные мины вошли в резонанс, то ли мне на дне под ногу попала какая-то коряга,но завалился на бок и оказался с головой под водой!
Сам я естественно подняться не мог, мины тянули на дно, я на спине, болтаю руками и ногами, поднимая этим только брызги. Соседи не дали утонуть, помогли мне встать на ноги..
Вот же херня! Вся группа прошла, намокнув только по пояс, а я промок до нитки. Но летом это было бы к месту, а...
Мы были уже в зимней форме одежды, и это было на тот момент самое страшное.
"Хэбчик", бушлат, бронежилет - все пропиталось водой и стали тяжелее в несколько раз, намокший бушлат сковывал движения, меня колотит!
Стало ужасно холодно, зубы отбивали дробь, идти стало ещё тяжелее, на что годен такой вояка? От арыка мы прошли совсем немного, нашли подходящий, небольшой дворик окружонный со всех сторон дувалами, и там разожгли костры для того, чтобы обсушиться, там стали отдыхать.
Для кого-то это может быть и был отдых, но только не для меня, в мокрой одежде я не мог уснуть.
Утром мы оставили миномётчиков и наши мины в одном из дворов, мы пошли в глубь кишлака. Дома, сады, огороды - ничего подозрительного.
Входя в один из садов, где росли редко посаженые фруктовые деревья, я услышал в соседних дворах автоматные очереди, со мной в этом саду находились ещё по-моему два или три бойца, один из них, рядовой Маркелов, и тут я услышал как впиваются в находящийся сзади нас дувал пули, а впереди какие-то странные одиночные щелчки. (это звук АКМ в свою сторону, все это приходит с опытом).
В одно мгновение все, кто стоял, уже лежали на земле, все поняли что нас обстреливают духи. Для меня это было в первый раз и я не осознавал всей опасности происходящего. Мы лежали, прижавшись к земле и отстреливались, стреляли куда-то в перёд, не видя противника, со всех сторон слышалась автоматная трескотня, было ясно что обстреливают не только нас, но и других тоже застали в расплох.
На той стороне сада, метрах в ста от нас находились глиняные постройки, у стен построек росли крупные деревья, и кроны деревьев скрывали крыши построек.
Плотность огня в нашу сторону усилилась, и пули стали взрывать землю уже между лежащими бойцами, и я хорошо помню тот момент когда я лежал от дерева сантиметрах в сорока, пуля попала в ствол дерева у самой земли и оторвала щепку размером с ладонь, отбросив её ко мне...
Я толкнул лежащего рядом бойца, кивнув головой в сторону щепки и у нас это вызвало улыбку.
Оставаться на месте больше было нельзя, так как пули уже не пролетали над нами а впивались в землю рядом, значит духи залезли на деревья или стреляли с крыш, было ясно, что рано или поздно нас достанут, их не было видно из зарослей а мы были как на ладоне, единственное что нас спасало это стоящие в саду деревья.
Было принято решение отползать назад к дувалу, где был пролом высотой сантиметров шестьдесят.
Отстреливаясь в сторону построек, отползаем к дувалу, всё нормально, все целы, теперь самое сложное, нужно по очереди перемахнуть через дувал прекрывая друг друга из автоматов, стреляя куда-то в зелёнку.
Первый боец перемахнул, вторым был я, тоже удачно, третьим пошел Маркелов...
И вдруг он падает, почти преодолев этот чёртов дувал, его свалили, можно сказать, в полете!
Мы его за руки втащили на свою сторону дувала, но он был уже мёртв, пуля попала ему в спину.
Потом прилетели вертушки и обработали тот район, где были духи, после чего мы продолжили прочёску кишлака.
В этот день были ещё несколько стычек с духами, перебежки по простреливаемой територии и так далее, но это всё ерунда по сравнению с тем дувалом.
Это был мой первый рейд..
Я впервые услышал, как свистят пули - а это совсем не так как в кино!
И воочию увидел убитого в бою...

lepkov-hodzamulk

Лепков Виктор, 3 дшр 1984-1986 гг.