Апрель.. Плохой, очень плохой, и злой месяц... Именно в апреле за все года нахождения кандагарского десантно-штурмового батальона в Демократической Республике Афганистан погибло много бойцов, и в их числе зачастую были те, кто буквально через пару недель согласно приказу министра Обороны СССР об увольнению в запас (он как правило выходил 26-27 марта) должны были уже быть дома, в Союзе. К апрелю 1986 года общее число погибших в батальоне с 1980 года было более 156 человек - а именно в апрелях погибло 38 человек, это почти каждый третий... На данном фото - южный Кандагар, кишлак Дехи-Бах, и подорвавшаяся на мощнейшем "фугасе" БМП-2 № 430 3 десантно-штурмовой роты. Силу "фугаса" видно по фото, 17 тонную боевую машину отбросило на 20 метров и взрывная волна вспорола броню как штопор консервную банку. Башня БМП улетела в результате взрыва еще дальше, погиб механик-водитель Мордашко Петр. Батальону была поставлена задача "прочесать" указанный район на предмет нахождения "духов" и схронов оружия, боеприпасов и продовольствия, но при подходе к кишлаку Дехи-Бах "духи" открыли огонь по силам батальона, завязался встречный бой... Этот район недаром считался "духовским", все подступы к кишлаку были пристреляны, огонь противника был настолько плотный, что голову с трудом можно было поднять, дабы осмотреться. Третью роту огневой залп бабаев застал около арыка, где, разумеется, все и залегли, плавая по арыку как подводные лодки.. "Броня" батальона начала подтягиваться к месту боестолкновения, поддерживая свою пехоту огнем, авианаводчик начал давать координаты позиций "духов" авиации. Первый шок от внезапного залпа душманов прошел, батальон развернулся в боевой порядок, был один погибший в первой роте - Кузьменко, и несколько раненых, одному из них пуля прошла прямо под бронежилетом в районе лопаток - в результате на спине получилась борозда, как ножом полоснули. Ну так вот, бой идет, "броня" батальона подтягивается для поддержания огнем, а у БМП-2 № 430 двигатель "дал клина". Что делать? Надо вытаскивать в безопасное место. Зацепили "четырестатридцатую" за один из буксировочных крюков сзади и потащили, задом вперед. На БМП сзади два крюка, зацепили за один с какой-то стороны. Понятно, что при таком способе буксировки машина однозначно не могла идти в колее, ее выбрасывало в сторону. Вот так БМП № 430 и поймала свой "фугас". Подрыв произошел с задней части БМП, это и на фото видно. Тянущая машина прошла, а буксируемая "четырестатридцатая" подорвалась. На сколько она могла идти мимо колеи? Ну максимум на полметра... Полметра между жизнью и смертью! На полметра был от смерти тот механик БМП, кто буксировал машину Мордашко! Не помню, чья это была машина, кому тогда так фантастически повезло... Ровно в той степени, как не повезло Мордашко. А механик-водитель Петр Мордашко стоял на "ребристом" люке, держась за пушку, смотрел, по всей видимости, назад, как тянут его машину. Его тело нашли после подрыва метров 50 в стороне. Судя по силе взрыва, в составе "фугаса" была неразорвавшаяся ранее авиационная бомба, саперы так говорили, во всяком случае... В данном случае они вряд ли преувеличивали, именно так скорей всего так и было, ибо простая мина, пусть даже не одна, так разорвать БМП-2 не в состоянии. Произошло это 10 апреля, после приказа Министра Обороны "на дембель" две недели прошло уже. Еще десять дней, с двадцатых чисел одногодки Мордашко полетели домой, на дембель. Жалко... В роте, как любом большом коллективе, были свои "скандалы, интриги, расследования", с кем-то были нормальные отношения, с кем-то так себе, с кем-то вооруженный нейтралитет, если так можно выразиться. И если кто-то погибал, в определенном смысле отношение к определенному человеку проецировалось и на отношение к его гибели. Ну так вот, повторюсь, Мордашко было реально жалко, спокойный был товарищ, никому не пытался осложнить жизнь, служил себе добросовестно, и недели через три должен был быть уже дома. А получилось так..
Горин Олег, 3 дшр 1986-1987, 2004 г.
...Помню этот рейд.
С Кузьменко мы прилетели вместе с Ферганы, там были в одной батарее... Только я в минометах, а он в ПТУРах.
В батальоне я в третью роту попал, а он в первую.
Он быстро освоился - боевой был парень.
Подрыв БМП Петра Мордашко я очень отчетливо помню. как сейчас - у меня на глазах произошел этот взрыв.
Я стоял метрах в 15 от машины, которая тянула.
Отчетливо помню, что с земли ему кричали - спрыгивай, и так вытянут...
Но он с башни механику тянувший машины показывал, куда тянуть .Вдруг взрыв! Все так и было как пишет автор...
Тело Мордашко положили на корму БМП, завернутое в плащ палатку.
Я сидя на корме машины на ящиках с патронами и держал его, чтоб оно не свалилось и плащ палатку не сдувало ветром по дороге, когда мы выдвигались на другую позицию.
Мы тогда не в место постоянной дислокации поехали, а по сухому руслу в какое-то другое место, там через минут сорок остановились колонной машин, и тогда тело забрали, там вроде за ним "вертушка" прилетела.
Помню, что на родину его тело сопровождал оператор-наводчик с их машины.
Они с одного города были вроде бы.
Модестов Илья, 3 дшр 1985-1986 гг.
|
{jcomments on}
|