БМП-1

 


В десантно-штурмовом батальоне БМП-1 было немного, по одной-две в каждой роте в промежутке 1983-1986 гг., затем все они были заменены на БМП-2.

 

Бронетранспортёр БТР-50 , состоявший на вооружении Советской армии с середины 50-х годов, к середине 60-х перестал удовлетворять требованиям военных, главным из которых было наличие собственного вооружения. И не просто вооружения, а вооружения, способного бороться с танками противника. Однако отсутствие подходящего орудия долго не позволяло конструкторам удовлетворить это требование военных, и лишь когда в тульском ЦКИБ СОО под руководством Вячеслава Ивановичи Силина началась разработка 73-миллиметрового гладкоствольной пушки ТКБ-04, впоследствии получившей название «Гром», на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина началось проектирование под это орудие боевой машины Объект 765.bmp-1_001
В 1966 году Объект 765 был принят на вооружение под индексом БМП – боевая машина пехоты. Единицу к её наименованию приделали лишь тогда, когда на вооружение была принята БМП-2. Серийное же производство машины было организовано на Курганском машиностроительном заводе.
Боевая машина имеет корпус характерной лодочной формы, сваренный из катанных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20-миллиметровой автоматической пушки Эрликон или HS-820 на дальностях более 100 метров.
Считается, что бортовая и кормовая броня, а также крыша корпуса и башни, обеспечивая защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности, не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции. Однако полигонные испытания показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнили песком, выдерживают поражения штатными 12,7-мм пулями от пулемёта Браунинг, так и более тяжёлыми и скоростными пулями из нашего ДШК.
bmp-1_002

1 – механизм подъема волноотражательного щитка, 2 – фара, 3 – крыло, 4 – орудие, 5 – направляющая ПТУРС, 6 – ПТУРС, 7 – крышка амбразуры для стрельбы из пулемета, 8 – воздухозаборная труба, 9 – крышки амбразур для стрельбы из автомата, 10– ведущее колесо, 11 – люк для доступа к двигателю, 12 – пробки отверстий для заправки охлаждающей жидкости я масла, 13 – сетка над заслонками радиатора, 14 – сетка над жалюзи радиатора, 15 – пулемёт ПКТ, 16 – крышка люка наводчика-оператора, 17 – амортизатор, 18 – поддерживающий каток, 19 – опорный каток, 20 – направляющее колесо, 21 – волноотражательный щиток, 22 – съемный лист крыши, 23 – головки перископических приборов наблюдения, 24 – крышка люка механика-водителя, 25 – головка прибора наблюдения командира, 26 – крышка люка командира, 27 – люк для установки ПТУРС, 28 – съемная головка прицела, 29 – колпак клапане вытяжного вентилятора, 30 – бортовой габаритный фонарь, 31 – крышка люка десантного отделения, 32 – буксирный трос, 33 – кормовой габаритный фонарь, 34 – пробки отверстий для заправки топливом, 35 – дверь-бак, 36 – защитный кожух головки прибора наблюдения, 87 – трак.


Основным вооружением БМП-1 служит 73-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с длиной ствола в 32,2 калибра. Для стрельбы из неё по бронированным целям предназначена кумулятивная граната ПГ-9, первоначально разработанная для принятого на вооружение в 1963 году станкового гранатомёта СПГ-9 «Копьё», который по сути был 73-миллиметровым безоткатным орудием. Граната выстреливается из ствола стартовым пороховым зарядом, а затем уже на начальном участке траектории включается реактивный двигатель, который увеличивает скорость гранаты с 400 до 665 м/сек. Дальность прямого выстрела такой гранатой составляет 765 метров, а прицельная дальность равна 1,3 км. Действие гранаты состоит в том, что она, пробивая броню направленной струей газов и расплавленного металла, поражает экипаж, разрушает вооружение и оборудование, воспламеняет горючее и боеприпасы. Для борьбы же с пехотой противника используется осколочно-фугасный выстрел ОГ-15В, максимальная дальность стрельбы которым составляет 4400 метров. Пушка устанавливается в башне кругового вращения, с ней спаривался 7,62 мм пулемет ПКТ.
Кроме пушки, для борьбы с танками могут использоваться ПТУР 9М14 Малютка . В отличие от пушки, ими можно стрелять на три километра, а вероятность попадания ПТУРом в танк противника превышает 90%. Однако в боекомплекте БМП-1 имеется лишь четыре ПТУРа. В то время как боекомплект Грома составляет 40 выстрелов. В 1979 году Малютку заменили на Фагот . При этом дальность стрельбы снизилась до двух километров. Поэтому вместо Фагота часто использовали 9М113 Конкурс . Такую машину под индексом БМП-1П приняли на вооружение в 1979 году, и она серийно производилась на Курганском машиностроительном заводе с 1979 по 1983 годы. Кроме того, до уровня БМП-1П модернизировавись линейные БМП-1 во время капремонта.
Силовое отделение БМП-1 расположено в правой передней части машины. Оно отделено от других отделений тепло-звукоизоляционной перегородкой, имеющей специальные лючки для доступа к агрегатам.
В качестве силового агрегата силовой установки БМП-1 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20. Он был разработан конструктором барнаульского завода "Трансмаш", Героем Социалистического труда Борисом Егоровым и до БМП-1 ранее нигде не использовался. Двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 оборотов в минуту. Дизтопливо в двигатель поступает из топливного бака, расположенного между сиденьями десантного отделения, вероятность попадания в который поражающих элементов вражеского оружия чрезвычайно мала.
В силовом отделении, помимо двигателя, находятся силовая передача и обслуживающие системы. В качестве силовой установки на БМП-1 используется V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель УТД-20, который при 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 150-миллиметровм ходе поршня имеет 15,904-литровый рабочий объём. При 2600 оборотах в минуту он развивает 300-сильную мощность, позволяющую 13-тонной машине иметь 65-километровую максимальную скорость. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота выполнены в одном блоке, что позволяет при ремонте быстро произвести их замену.
Имеется в БМП-1 и термодымовая аппаратура, которая в считанное секунды укрывает машину дымовой завесой длиной 100-150 м и стойкостью не менее минуты.
bmp-1_004Есть в ней и система пожаротушения. При повышении температуры срабатывает термодатчик, по сигналу которого моторно-трансмиссионное отделение герметизируется, выключаются вытяжные вентиляторы, останавливается двигатель, а огнегасящий состав по магистральному трубопроводу через распылители подается на очаг пожара.
Боевое крещение БМП-1 получила во время чешских событий в августе 1969 года, при вводе советских войск в Чехословакию. Более крупномасштабное боевое применение БМП-1 было осуществлено в 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня. В то время Египет 150 новейших в то время БМП-1. Некоторое их количество получила и Сирийская армия. Опыт применения БМП-1 в октябре 1973 года оказался неудачным – случалось много отказов материальной части по причине слабого ее знания экипажами, а недостаточно обученная пехота не смогла вести бой без спешивания, в результате чего БМП превратилась в обычный БТР для доставки пехоты к линии окопов противника. В тоже время на израильтян произвели особое впечатление действия БМП в районе Кантары. Там БМП-1 пересекли солончаковые низины и приступили к методическому их расстрелу увязших там израильских танков.
В 1982 году в арабо-израильской войне БМП-1 вновь приняли участие в боевых действиях. В этот раз сирийские экипажи машин действовали более уверенно. По рассказам сирийского офицера Мазина Фаури, командовавшего тогда разведывательным взводом на БМП-1, экипажем его БМП из орудия Гром в одном из боев был уничтожен израильский танк М60А1, а затем они уничтожили танк Меркава пуском ПТУР Малютка. Позже, после того как командир взвода увидел спуск катапультировавшихся летчиков сбитого сирийскими ПВО израильского Фантома F-4C, он со взводом на БМП-1 совершил стремительный бросок к месту спуска летчиков и взял их в плен. Ими оказались офицеры американских ВВС. За это мулязим авваль Мухаммед Фаури получил орден из рук Хафеза Асада. Активно использовались БМП-1 обеими сторонами ирано-иракской войны 1979-1988 годов.
Но самое широкомасштабное боевое применение БМП-1 пришлось на период войны в Афганистане. Там проявился и главный недостаток вооружения БМП-1 – невозможность ведения огня по противнику, занявшему господствующие высоты, ведь угол подъёма орудия составлял всего 30 градусов. Особенно плохо БМП выдерживала минные подрывы: 40% подорвавшихся БМП требовали капитального ремонта, а механик-водитель и командир, места которых находились непосредственно у левой гусеницы, получали ранения и контузии, порой смертельные. Кроме того, выяснилось, что требует усиление бронирование бортовых проекций машины.bmp-1_003
В 1982 году на вооружение советских войск была принята новая машина БМП-1Д («десантная»). Боевые действия в Афганистане показали слабую защищенность БМП-1 и БМП-2, в связи с чем была выполнена их срочная модернизация. Согласно предложенному проекту машина оснащалась дополнительным бронированием бортов: листы дополнительной брони крепились на болтах на некотором расстоянии от корпуса, что значительно повышало защищенность от тяжелых осколков и крупнокалиберных пуль. В бронелистах были прорезаны отверстия напротив амбразур для стрелкового оружия. Ходовая часть также прикрывалась стальными броневыми экранами, состоявшими из пяти секций на борт. В связи с возросшей массой БМП-1Д пришлось отказаться от плавучести, впрочем машинам в Афганистане ее и не требовалось. Также демонтировался и комплекс противотанкового вооружения Малютка, который в условиях текущей контрпартизанской войны попросту не был нужен.
Боевая машина пехоты БМП-1 предназначена для расширения огневых возможностей мотострелкового отделения, особенно по борьбе с танками противника, улучшения его защищенности от огня стрелкового оружия и поражающих факторов оружия массового поражения, повышения его подвижности, в частности, обеспечивая возможность преодоления водных преград. Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. В верхней лобовой детали выполнен большой люк, закрытый откидывающимся ребристым листом из алюминиевого броневого сплава. Башня конической формы сварена из стальных броневых листов. Для защиты от проникающих излучений ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. На машине установлен V-образный дизель водяного охлаждения УТД-20 мощностью 300 л.с.
Трансмиссия механическая, главный фрикцион и коробка передач соединяются с двигателем в единый блок. Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес выполнен с 6 опорными и 3 поддерживающими катками на каждый борт. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески. В десантном отделении размещены посадочные места для 8 стрелков.
Вооружение включает гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 (в боекомплект входят 40 выстрелов с активно-реактивными кумулятивными снарядами ПГ-15В и осколочными гранатами ОГ-15В), спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов, пусковую установку с противотанковой управляемой ракетой 9М14М (боекомплект 4 ПТУР). В укладках машины размещаются также переносной зенитный ракетный комплекс 9К32 "Стрела-2" с двумя ракетами или ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с 5 гранатами, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет. Ведение прицельной стрельбы оператором-наводчиком обеспечивает перископический, комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1 (с 1974 года 1ПН22М2).
Модификации:

• БМП-1П
• БМП-1ПК
• БМП-1ПГ
• БМП-1П
• MLI-84 — румынская модель;
• WZ 501 — китайская модель;
• BWP-40 — польская модернизация.

Командир машины пользуется бинокулярным, перископическим, комбинированным прибором наблюдения ТКН-ЗБ. На машине устанавливаются 19 перископических призменных приборов экипажа и десанта ТНПО-170. БМП принята на вооружение в 1966 году. Серийно выпускалась в 1966-1979 годах.

Экипаж :                                       2 чел
Десант :                                        7 чел
 

 Основные параметры :

 
Длина :                                         6710 мм
Высота :                                       2060 мм
Ширина :                                      3090 мм
Масса :                                         13200 кг
технические параметры :
Мощность двигателя :                   300 - л.с.
Максимальная скорость :              65 км/ч
Запас хода :                                650 (по шоссе) км


В десантно-штурмовом батальоне БМП-1 было немного, по одной-две в каждой роте в промежутке 1983-1986 гг., затем все они были заменены на БМП-2.



{jcomments on}

 

70 ОМСБР