БМП - 2

Многие считают, что появление БМП-2 стало результатом изучения опыта боевых действий в Афганистане,bmp-2-004 выявившего непригодность БМП-1 для ведения боевых действий в горных условиях. Однако на самом деле разработка БМП-2 началась ещё в 1971 году, когда были объявлены условия конкурсной опытно-конструкторской работы по теме «Бокс».
Необходимость в проведении конкурса на создание новой БМП была вызвана подготовкой к принятию на вооружение во Франции VCIAMX-10P, а также разработка западногерманской фирмой Рейнметалл шутценпанцера Marder. Поэтому приоритетными задачами БМП в бою стали не столько борьба с танками, сколько поражение БМП и БТРов противника, а также уничтожение низколетящих воздушных целей, главным образом, противотанковых вертолётов. Именно для решения последней задачи ствол 30-миллимеровой пушки и получил возможность подниматься на 74 градуса, что впоследствии неожиданно пригодилось в Афганистане для горных боёв, а в Чечне для боёв городских.
bmp-2-003Немалую роль в решении о модернизации БМП сыграл и Даманский конфликт, показавший малую эффективность пушки Гром в борьбе с живой силой противника.
В объявленном конкурсе участвовали два предприятия – ЧТЗ и Курганмашзавод.
В 1972 году СКБ ЧТЗ представило проект новой БМП, обозначенной как Объект 768, при создании которой широко использовались узлы и механизмы БМП-1. В состав вооружения Объекта 768 входили: модернизированная 73 мм гладкоствольная пушка Зарница – длинноствольный вариант пушки Гром – и спаренный с ней 12,7 мм пулемет НСВТ. На крыше башни располагалась пусковая установка ПТУР Фагот.
Корпус Объекта 768 был на 835 миллиметров длиннее, чем у БМП-1, а ходовая часть была усилена седьмым опорным катком. В тот же самый период в союзной нам тогда Чехословакии появился модернзированный вариант нашей БМП, оснащённый чешской 30-миллиметровой пушкой. Этот вариант предполагалось экспортировать в страны Ближнего Востока. Поэтому помимо 768-го челябинцами был создан и Объект 769, на котором был установлен другой комплекс вооружения, включавший вместо Зарницы 30-миллиметровую пушку 2А42, созданную в Туле Грязевым и Шипунвым. В отличие от чешского образца, питавшегося из 16-патронных магазинов, 2А42 имела ленточное питание. Причём не просто ленточное, но и раздельное – одна лента снаряжается бронебойно-трассирующими снарядами, другая – осколочно-фугасно-зажигательными и осколочно-трассирующими.
Одновременно с челябинцами свой вариант машины разработали и курганцы. Всё, кроме башни, в ней было от БМП-1, что существенно облегчало замену последней в производстве. Не экспериментируя с удлинением ствола Грома, они сразу поставили на свой Объект 675 рекомендованную сверху тридцатку. Лишь впоследствии, в 1977 году они снастили Зарницей свой экспериментальный Объект 681, который в серию не пошёл. Зато вместе с 675-м был предложен и Обект-680, в котором основное и вспомогательное вооружение монтировались в необитаемой башне, наподобие той, что стоит теперь на БТР-82А. Еще один ПКТ разместили на крышке люка командира, который сидел за механиком-водителем.
bmp-2-001

1 – 30-мм пушка 2А42; 2 – люк механика-водителя; 3 – люк десантника; 4 – спаренный пулемет ПКТ; 5 – башня; 6 – прицел БПК-1-42; 7 – пусковая установка; 8 – укладка ПТУР; 9 – антенна радиостанции Р-123М; 10 – топливный бак; 11 – люк десанта; 12 – аккумуляторный отсек; 13 – кормовая дверь; 14 – опорный каток; 15 – магазин пушки 2А42; 16 – сиденье оператора; 17 – магазин ПКТ; 18 – сиденье десантника; 19 – сиденье механика-водителя; 20 – перегородка силового отделения; 21 – баллоны системы ППО

Однако комиссии больше понравился 675-й вариант, в котором командир размещался в башне – там он имел и лучший обзор, и более высокие шансы на выживание.
Сравнительное испытание курганской и челябинской машин прошли на полигоне таманской дивизии в подмосковном Алабине. БМП должны были расстрелять по боекомплекту: из 30-мм пушки – 500 выстрелов, из них 340 с осколочно-фугасным и осколочно-трассирующим снарядами, а из 73-мм пушки сорок с кумулятивной гранатой. Программой испытаний предусматривалось на три выстрела 73-мм системы три очереди по восемь выстрелов из тридцатки.
Первой стреляла БМП с 73-мм орудием Зарница, стрельба которой была на редкость неудачной. Первый выстрел – недолет, попадание в землю перед машиной и рикошет вверх. Второй выстрел снова промах – граната прошла чуть-чуть впереди танка. Третий выстрел – граната попала в нижний край бортового экрана. Кумулятивная струя, пробив его, ушла в землю под днищем танка, не зайдя внутрь боевого отделения. Попадание было, а результата от него никакого. Обрадованные танкисты после команды покинули укрытие, залезли в танк, завели двигатель, и Т-72 умчался на большой скорости, поднимая за собой клубы пыли.
БМП с 30-мм пушкой стреляла по другому танку. Первой же очередью сорвало на землю зенитный пулемет. Вторая очередь угодила в наружный топливный бак, который ярко вспыхнул. Третьей очередью было подожжено топливо дополнительной бочки, которое разлилось по крыше моторно-трансмиссионного отделения танка, и пламя охватило его весь. В результате этого возгорания прогорели резиновые уплотнения вокруг башни, пламя проникло внутрь моторного отделения и охватило двигатель. Танк потушили, но завести его уже не было никакой возможности. Тогда появился танковый тягач, который подцепил и эвакуировал расстрелянный танк в парк.
В 1977 году началось серийное производство новой БМП. Однако серии были довольно мелкими – все собранные машины поступали в 29-ю танковую дивизию, дислоцированную в белорусском Слуцке, где их сначала поставили на вооружение в первую и вторую роты 50-го отдельного разведывательного баальона, и потом по три штуки стали распределять по разветвзводам полков. Крупную серию намечалось запустить лишь в случае начала крупномасштабной войны с Китаем, которая тогда была весьма вероятной.bmp-2-005
Но тут началась афганская эпопея, которая-то и вынудила уже в апреле 1980 года изъять 11 БМП-2 из 29-й дивизии и срочно отправить их за Пяндж. Одновременно было принято решение развернуть массовый выпуск БМП-2 на Курганмашзаводе.
Кроме основной модификации выпускалась и командирская БМП-2К. В ней установлена дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.
В 1982 году по примеру БМП-1Д был разработан вариант БМП-2Д с дополнительной бронезащитой (бронеплита под механиком-водителем и расположенным за ним стрелком, бронеэкраны на бортах и башне).
БМП-2Д оснащена дополнительными стальными экранами на бортах корпуса, крепящимися на болтах на некотором расстоянии от основной брони, стальными фальшбортами (5 секций на борт), закрывающими ходовую часть, а также бронеплитой, смонтированной под рабочими местами механика-водителя и старшего стрелка. Боекомплект спаренного с пушкой пулемета увеличился до 3000 патронов.
Масса БМП-2Д возросла до 14,5 тонны, и машина потеряла плавучесть.
Помимо этого, была разработана и модификация, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Из гранатомёта можно вести стрельбу осколочными боеприпасами настильным и навесным огнем. Выстрел ВОГ-17 с осколочной гранатой имеет полуготовые убойные элементы в виде насеченной проволоки, накрученной по спирали в корпусе. Радиус сплошного поражения равен 7 метрам. Режим огня – непрерывный, прицельная дальность – 1700 м, прямого выстрела – 250 м. БМП-2 с АГ-17 производилась небольшой серией путём переоборудования на Курганском машиностроительном заводе и состояла на вооружении только Советской армии.
bmp-2-002На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210 - 221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг.
Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч.
Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным - с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие.
Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота - гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе - пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) - механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые.
Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.
Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков - масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х - пружинные упоры (ограничители хода катков).



{jcomments on}

 

70 ОМСБР