Минная война
Особое место в боевых действиях Советской Армии в Афганистане занимала минная война, а это прежде всего - война на путях движения. Дороги, пешеходные тропы, входы в пещеры и постройки, подходы к источникам воды, входы в кяризы и так далее и тому подобное. Минирование могло представлять собой как самостоятельную акцию, так и средство остановки колонны для последующего обстрела со склонов гор или из «зеленки». Взрыв заряда должен был не только нанести урон, но и задержать продвижение войск на как можно длительное время, а при устройстве засады - лишить манёвра. Душманы посредством своих информаторов нередко заранее знали о предстоящем прохождении колонн, что позволяло им проводить соответствующую подготовку и устанавливать мины или фугасы в ночь перед прохождением колонны. Иногда душманы ставили мины прямо на грунт дорожного полотна, быстро маскировали их и отходили, едва ли не за несколько секунд до появления первой машины. 
Минная война отличалась большим разнообразием приемов и способов.  
В партизанской войне и войне традиционного типа мины используются различными способами. В то время как 40-яmine-3 армия применяла миллионы мин для защиты своих объектов и воспрещения перемещения душманов по своим маршрутам, "духи" использовали свои ограниченные запасы мин более целенаправленно и, возможно, более эффективно. Противотанковые мины, использовавшиеся душманами, представляли собой как самодельные заряды, так и различные типы мин иностранного производства. Они включали в себя противотанковые мины: советские ТМ-46, итальянские TS-2.5 и TS-6.1, американские M19, британские Mark 5 и Mark 7, а также бельгийские H55 и M3. В качестве противопехотных мин в основном применялись советские мины ПМН, ПОМЗ-2, но использовались также итальянские мины TS-50, американские M18A1, и британские P5 Mk1. Большая часть этих мин были произведены в Пакистане, Иране, Египте и Китае.
Для усиления мощи взрыва использовались сразу две мины, установленные одна на другую. При обеспечении избирательности взрыва применялись управляемые по радио или проводам фугасы.
Для усиления взрыва часто использовались дополнительные заряды взрывчатых веществ, получая фугас (авиационные бомбы, артиллерийские снаряды или взрывчатка в чистом виде, уложенная в различную тару — мешки, ящики, снарядные гильзы, даже котлы и кастрюли). 
Подрыв фугаса производился различными способами. Использовались электродетонаторы, контакты которых выводились на поверхность в виде обрывков проволоки, стреляных гильз и т.п. Применялись и контакты со специальным размыкателем, который разрушался при наезде, замыкая цепь.
Если сапёрам удавалось обнаружить мину, установленную выше или немного в стороне от подрывного заряда, фугас мог быть приведён в действие с целью уничтожения сапёров. Для маскировки мин часто использовались камни. Обнаружение мин с помощью щупа в этом случае затруднялось, а металлоискатель не позволял обнаружить мину в неметаллическом корпусе. Противопехотные мины душманы устанавливали, как правило, следующим образом: на тропах и дорогах - фугасные, вдоль них - осколочные, причём широкое применение нашли современные мины западных стран.
Все вопросы минно-взрывного дела и тактике минной войны осуществляли западные инструктора, которые обучали моджахедов в пакистанских лагерях.
Мины дешевы в производстве, их легко установить, они представляют значительную угрозу для современных механизированных армий. Борьба с минами увеличивает бремя материальных затрат по обеспечению войск - начиная от необходимости нести дополнительное снаряжение и иметь подготовленный личный состав и заканчивая дополнительным медицинским обеспечением. Мины, которые наносят ранения и увечья эффективнее мин, поражающих насмерть, так как каждый раненый солдат требует лечения и дополнительного медицинского персонала. Мины также снижают подвижность современных механизированных армий и снижают скорость передвижения вплоть до скорости движения саперов. По этим причинам, проблема борьбы с минной опасностью остается постоянной для армии и в XXI веке.
Так называемые "зеленые зоны" были постоянным источником проблем. Зеленая зона - это обрабатываемые участки, сады и виноградники, которые покрыты сплошной сетью ирригационных каналов. В Афганистане такие зоны обеспечивали скрытность и маскировку для моджахедов и были практически непроходимы для транспортных средств. Зеленые зоны часто располагаются вдоль дорог и представляют собой прекрасное место для засады. Здесь на обочинах дорог легко было установить противотанковые и противопехотные мины (часто управляемые), в то время как снайперы и засадные группы охотились на разведчиков и саперов.
Из 620000 человек, прошедших службу в Афганистане, 14453 было убито или умерло от ран, во время происшествий или вследствие болезней. Это составляет 2,33% от общего числа служивших. Кроме того, 53753 чел. (8,67 %) было ранено или заболело.
Таблица 1. Характер и степень ранений от вражеского огня и минно-взрывных заграждений

mine-1
В начале войны, количество раненых, получивших пулевые ранения, превышало количество раненых с осколочными ранениями почти в 2 раза, однако в конце войны раненых с осколочными ранениями было в 2,5 раза больше раненых с пулевыми ранениями. Процент раненых с комбинированными ранениями в течение войны увеличился в 3 раза, а процент получивших серьезные ранения - в 2 раза. Основной причиной такого роста стали минно-взрывные заграждения. Количество военнослужащих, получивших ранения от мин, в течение войны увеличилось на 25-30 %.
Потери от мин были высоки до тех пор, пока не начали предприниматься контрмеры для их уменьшения. Эти контрмеры включали в себя использование бронежилетов, усиление и укрепление дна транспортных средств мешками с песком а также передвижение верхом на броне.
В десантно-штурмовом батальоне 70 мотострелковой бригады передвижение внутри боевых машин было полностью прекращено после подрыва БМП-1 на мине первой десантно-штурмовой роты 17 января 1984 года, в следствии чего погибло 2 человека, а все сидевшие в десантном отделении получили тяжелую контузию.
После введения таких контрмер, количество погибших уменьшилось, однако возросло количество раненых. Пик потерь транспортных средств и боевой техники пришелся на 1984-1985 годы во время самых интенсивных боев и уменьшились во время подготовки 
советских войск к выходу из страны.  
К примеру, в 1986 году из 7 погибших в 3 десантно штурмовой роте 70 ОМСБр все семь человек погибли в результате подрыва мин, из них 6 человек погибли при подрыве бронетехники, а один солдат погиб при подрыве на противопехотной мине.
В том же 1986 году в июле только в одном боевым выходе в южных предместьях Кандагара на противопехотных минах в 3 дшр подорвались 2 человека, один погиб-ряд.Миниянов Р., ряд. Казимову оторвало стопу ноги.
Читать далее...
Горин Олег, январь 2012
 

70 ОМСБР