Афган, начало...
Давно была идея написать воспоминания очевидцев о вводе батальона в Афганистан...
Как это выглядело документально, об этом достаточно подробно написано в разделе "История батальона", но то статистика!
А гораздо интереснее почитать живые воспоминания, это ведь все другое!
Ну что, начнем!?
Mayorov_004...Когда я приехал в Чирчик, меня назначили командиром 1 взвода 9 парашютно-десантной роты 3 батальона 56 бригады. Лысенко Анатолий, командир роты, был ответственным по батальону на тот момент. Мы с ним разговаривали с самого момента встречи обо всем, начиная от нюансов несения службы до бытовых проблем, а где-то в полночь весь личный состав батальона подняли по тревоге. На следующий день все подразделения за исключением девятой роты срочно приняли присягу, всем выдали оружие и боеприпасы.
- Девятой роте особенное доверие, без присяги? Шучу, просто девятая рота собиралась второпях со всего округа, а как вы понимаете, кого командиры отсылают в первую очередь из своего подазделения? Правильно, залетчиков и тому подобных! В основной своей массе это были солдаты уже прослужившие, то есть присягу они уже принимали ранее в своих подразделениях...
Личный состав батальона отправили на аэродром, загрузили в вертолеты, но поступила команда отбой..
- Назад!
Всех отправили назад, а меня оставили со сборным взводом всяких "калек" охранять городок. Батальон к вечеру вернулся в городок, в него для пополнения "вакантов" пришли три или четыре взводных из военкоматов, среди них один был лет под 30, он к этому уже четыре года в Германии отслужил, полный такой... Половников? Нет? - Я вижу, желания у него нет лететь, говорю ему - давай поменяемся! Пошли к командиру 9 пдр (затем 3 дшр) Лысенко, затем к комбату... На тот момент как минимум командиры уже понимали, что к чему, и зачем Лысенко нужен был "старый" (относительно!), а Майоров только после училища! Флаг ему в руки!
Комбат Селиванов дал добро.Mayorov_002
На следующий день опять дополучали оружие, боеприпасы, продовольствие, вылетели и на аэродроме Калай- Мор (Туркмения) до 31 числа занимались боевой подготовкой.
Под самый Новый Год, 31 декабря, была ложная тревога, все загрузились в "вертушки", но затем поступила команда отставить, опять разгрузились, опять поставили палатки, встретили Новый Год, утром 1 января опять тревога, опять загрузились в вертолеты, взлетели и в 11 часов пересекли государственную границу, из окна вертолета была видна следовая полоса.
Настраивали нас как - рвать, крушить, в общем так..
Прилетели мы в Шинданд, переночевали, нам ставят задачу на Кандагар.
Задачей 9 роты был захват батареи "Шилок", предназначенных именно для отражения нападения с воздуха, а в роте многие и не представляли себе, что это такое.. Лишь немногим было известно, что такое ЗСУ-23-4.
А я то знал, что это такое "Шилка" в умелых руках, в училище неоднократно стрелял из этого вида оружия, а посему ощущение было тоскливое по мере приближения к аэродрому.
Подлетели к Кандагару, сделали круг, сели, высадились.
Тихо, стрельбы нет, прикрытием у нас была армада вертолетов. Комбат собрал ротных, поставил задачу, где кому что охранять, кому аэродром, а кому городок советников.
9 роте повезло, мы охраняли советников, у нас караульное помещение было прям на их виллах..
- Там так здорово - кухонная мебель, мы после этих палаток Калай-мор и Сандыкачи охренели. Они нас встречают, обнимают, все довольны, чай нам кипятят.. Я по быстрому рассредотачиваю взвод, со мной было 3 или 4 человека, замкомвзвода Коржиманов, я этих 4 человек лично менял, проверял несение службы и все такое.
Прожили мы так три или четыре дня..
А дальше... То ли от долгого проживания в "полях" некоторые солдаты одичали, то ли...
Не знаю, в общем... Покрали у советников все ложки, ножи, сожрали весь сахар и хлеб, в результате те попросили нас выйти вон из их виллы и переселили в глинобитный домик метрах в 100 от виллы, к афганским солдатам.. Был у тех такой классный сержант Мамадулла, он снабжал нас сигаретами, но 3 рота умудрилась и с афганцами испортить отношения. Украли фотоаппарат у Мамадуллы, я долго извинялся долго, в итоге фотоаппарат таки нашли..
Mayorov_001Был в 9 пдр (3 дшр) роте некий Алексеев, сержант на должности пулеметчика, он успел этот фотоаппарат поломать, а оптика ведь такая дорогая! - рассказывает Виктор.
Алексеев вообще был ходячая катастрофа, заснул с пулеметом на посту, советник вышел и стал заводить мотоцикл, Алексееву что-то приснилось, он спросонья расстрелял мотоцикл и чудом не попал в советника.
С Мамадуллой в конце концов помирились, и так служба была до 20 января. Постоянно нас настраивали, что душманы, банды, враги кругом, не спите - зарежут, было не очень холодно, но очень сыро, утром заморозки, все белье постоянно отсыревшее...
Был у меня во взводе боец, у него отнялось все тело, как "овощ" стал. Маркелов его фамилия, нет?
Говорит, моргает, головой крутит, и все, не более того.. Ну как если бы инсульт человека случился. Трогаешь его, а он ничего не ощущает. Медики пришли, посмотрели, поохали, мы его отнесли в госпиталь..
Я как-то после службы захожу туда, проведать бойца, а он там живее всех живых! Словно "оттаял" в тепличных условиях, очнулся, всю пехоту "зашугал", "строит" их, ходит в халате с сигаретой напоказ… Доктор ко мне подлетает:
- Забирайте своего больного нахрен, он уже выздоровел!  У него видимо от постоянного нервного напряжения, переохлаждения и сырости, когда сушится негде, вот все это и произошло.
Весь месяц, все это время все было тихо, спокойно, никаких боевых действий..
Затем, в конце января, батальон раскидали по всему Афгану – 7 рота (далее 1 дшр)Mayorov_003 захватила аэродром г. Гардез и удерживала его до прихода основных сил, 8 рота (2 дшр) аэродром г. Газни, 9 рота ( 3 дшр) и управление батальона аэродром г. Джелалабад.
В Джелалабаде все было спокойно, никто не нападал, никто не обстреливал, там была 9 рота, часть взвода связи, охраняли аэродром, комбат с начальником штаба Бондаревым..
С 66 бригадой мы никак не пересекались, те когда пришли, стали в нескольких километрах поодаль.
9 рота и управление прилетели туда на 21 (двадцати одном) МИ-6, МИ-8 и несколько МИ-24 (крокодилов). Комбат Селиванов периодически летал в Газни, Гардез проверять там находящиеся подразделения, а в основном находился у нас.
Майоров Виктор, командир взвода 3 дшр, затем командир 1 дшр, для сайта ДШБ Кандагар



004Батальон был поднят 11 декабря..
Я пришел на работу в 8 утра, а мне солдат говорит - тут тревогу объявили какую-то?
- А ваш заместитель поехал за оружием!
- Ничего себе?
А перед этим мы сидели почти год в боевой готовности...
Я сразу понял, что и куда, что к чему...
Через полчаса приходит распоряжение срочно принять присягу, в 10 утра уже надо сдать списки о принятии присяги.
Стол, скатерть, выданный список, я сразу записываю и автомат на шею. Боец читает, расписывается,и идет получать оружие, которое подвезли в это время в Азадбаше. Последним у меня в роте принимал туркмен, здоровый, 120 кг. Он говорит:
- Я не понимаю по русски!
- Какие проблемы, солдат! Ты читай по своему!
Где-то в 5 вечера выскакиваю со своей ротой за КПП по полной боевой, казарму закрыли на ключ и пешком ушли. Машины следом за нами приходят на аэродром, там стоят 2 полка вертолетов и тут я понял, что мы "приплыли", что все по-настоящему серьезно. Нахожу старых знакомых с Чирчикского полка... Пока есть время, отправляю замкомроты Шалимова, чтобы он привез лопаты, кирки, которые мы впопыхах забыли.
Летчики спрашивают - а куда вы собрались?
Ну как, лететь же сейчас?!
- Вот вам свежая информация - мы сегодня не полетим, только завтра в 5 утра, - отвечают летуны.
Опять нахожу машины, везу роту (а вы себе представляете, насколько сложно уложить спать сто человек? - но только не командиру 2 дшр Ханину) обратно в казармы, укладываю спать.
Жил я в центре, прискакиваю домой в 1 час ночи, жена - ты опять поздно!
- Будешь много разговаривать, сейчас вообще уйду!
Быстро поел и обратно. Поднял офицеров, которые жили в роте, те подняли роту и опять пешком на аэродром.
Взлетели в 5 утра, летим, по пути дозаправились и приземлились в Сандыкачи, это в Туркмении, 15 км от границы с Афганистаном, и там стояли до 27 декабря.
Дабы не терять попусту время, стали проводить стрельбы, мишени для стрельбы сами понаделали, но кормили, мягко говоря, нас очень плохо..
Скобников Петр, мой взводный, говорит - командир, дай пару солдат..
Пошел он в соседний кишлак, с местными поговорил, и в итоге принес посуду, чтобы мы сами стали что-то готовить.
Скобников, он по сути был местный... Ну, то есть он сам родом был из Таджикистана.
Палатки сначала запретили ставить, потом, правда, разрешили..
Почему? Спросите что полегче?
27 декабря поступает приказ взлететь на Шиндант и Кандагар.
Но чуть ранее 27 же декабря сбивают ИЛ-76 103 дивизии, тогда погибло много народу (на самом деле, его не сбивают, он в тумане сам врезался в гору, погибло 44 человека - Горин Олег), и следом следует приказ - полеты прекратить. В это время подняли остальную нашу (56) бригаду и они пошли своим ходом через Термез в направлении Кундуза, а наш 3 батальон должен был переброшен "воздухом" через Кушку.
Наконец-то 31 декабря приходит приказ - пересечь границу в 6 утра!
Комполка вертолетчиков нет, замполита нет, они улетели встречать Новый год.
Офицеры в большинстве своем пьяные, Новый Год же, в вертолетах никого нет.
В 8 утра прилетает командир вертолетного полка, в ярости от увиденного из пистолета в стены и в воздух стреляет, разгоняя вертолетчиков по машинам.
Мною заранее уже все было распределено, кто у нас в роте группа захвата, кто что должен делать. Сандыкачи был просто аэродром подскока, взлетка там заканчивается обрывом, машина, на которой я взлетал, была третьей, и мы гадали - ну что, взлетим или не взлетим?.
Или упадем?
Взлет, и через несколько секунд вдруг вертолет начинает проваливатся словно в яму!
Летчик меланхолично:
- Я ж говорил упадем..
Но падение остановилось, и вертолет медленно-медленно начал взлетать!
Второй пилот:
- Я ж говорил - полетим!
И так взлетал весь вертолетный полк!
Когда мы пролетали государственную границу, это в Кушке, и перелетали "речку", летчики говорят - давай-ка мы "попикируем", а вы успейте прочитать, что там написано на памятнике!
А на самой границе стоял памятник, вроде как еще с царских времен - в виде огромного креста, про который ходила молва, что на нем написано было кем-то чуть ли не собственноручно - я, мол-де, поручик Иванов, сослан сюда за дуэль!
Кушка же еще в в незапамятные царские времена была место ссылки! Уже потом, в советские времена появилась поговорка, что "дальше Кушки не сошлют"!
К вечеру прилетаем в Шиндант, там уже находится пехота. У нас жрать было нечего, но зампотыл дивизии дал нам немного каши и прочего. Приказ был какой?
К утру взять аэродром Кандагара. А кто его видел, этот аэродром?
Один летчик, с МИ-24, майор, он вроде бывал здесь ранее, говорит...
- Я был раньше в Кандагаре, давай я вам все нарисую, где там взлетка, где стоят зенитные батареи, где находится их КП...
Он начал позиции афганцев рисовать на земле, мы определились, кто и что захватывает...
Ранним утром взревели десятки машин, взлет, и спустя немногим более часа уже захвачен аэродром города Кандагар! Получилось, я считаю, отлично!
Советником афганского летного полка МИГ-17 был наш полковник, он бабаям говорит, что, вот-де, сейчас прилетят МИГ-23, на замену старым машинам... Короче, он "пудрил" им мозги, как мог!
Тут вдруг летит армада вертолетов!
Это же надо как-то объяснить? Афганцы ему:
- А это кто?
Он им:
- Ну как! Сначала ведь должна прилететь охрана..
Вертолеты благополучно садятся, личный состав из них выскакивает и захватывает "Ариану", то есть позиции зенитчиков и прочие оборонительные сооружения.
Блокируем аэродром и стоянки.
Летчики, которые в дальнейшем дислоцировались на этом аэродроме, прилетели позже, пехотный и прочие полки пришли в конце января, приблизительно 27-28 числа, а 30 меня и остальных офицеров батальона вызывают и ставят каждому задачу, персонально мне -захватить аэродром Газни.
Там я находился с 30 января по 8 мая. Так же со мной были взвод минометной батареи под командованием Панасейко.
Когда в Кандагаре стояли вокруг аэродрома, летчики удивлялись - как вы здесь живете! Что вам надо, вы говорите, мы вам следующим рейсом привезем! Ну чисто по человечески...
Они прилетали, не глуша двигатели, быстро разгружались и улетали, и что важно, никогда нас не обманывали, кто что обещал, тот то и привозил....
Ханин Евгений, командир 2 дшр 1979-1981, 2010 год, для сайта ДШБ Кандагар
 

70 ОМСБР